ИСТОРИЯ

Спидвейный клуб «Восток» был основан в 1960 году тремя мотогонщиками – Рудольфом Богдановым, Виктором Успенскиим, Вадимом Харамоновам успешно выступавшими на чемпионатах страны с 1959 года. Гонщики пришли к идее организовать при Дальзаводе самодеятельный автомотоклуб. На его базе, при участии комсомольской организации Дальзавода была создана команда, участвовавшая в чемпионатах страны с самого их начала.

Чемпионаты СССР по спидвею стали проводиться с 1959-го года (г. Краснодар), а в 1962 году в г. Львов прошел первый командный Чемпионат СССР, где борьбу за первенство провели клубные команды. Среди них был и «Восток» из Владивостока.

В первый состав команды вошли: Виктор Успенский, Вадим Харамонов, Владимир Емельянов, Владимир Захаров, Георгий Горовой, Юрий Попов, Николай Отрубянников. На стадионе «Авангард» в 1962 году был подготовлен трек для спидвея, на котором проводились соревнования по гонкам на гаревой дорожке (с 1960г. по 1962г. проводились только выездные соревнования).

Клуб «Восток» становится - спортивной визитной карточкой Владивостока и Приморья.

В «Востоке» начинали свой спортивный путь будущие мастера спидвея, среди которых - чемпионы Европы и мира, такие как Сергей Казаков, Вячеслав Никулин, Григорий Лагута, Артем Лагута и другие знаменитые гонщики.

В период с 1986 по 1998 год соревнования по спидвею в г. Владивостоке не проводились и только с 1999 года команда «Восток» вернулась на восстановленный трек стадиона «Авангард», за период 1999 – 2019 гг. «Восток» выиграл: «золото» - 5 раз (2010, 2015, 2016, 2018, 2019), «серебро» - 5 раз (2008, 2009, 2011, 2013, 2014), «бронзу» - 8 раз (1999, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2012, 2017).

В 2011 году команда «Восток» выиграла клубный Кубок Европейских Чемпионов по спидвею (учрежден Международной Федерацией мотоциклетного спорта для победителей – Чемпионов Европейских государств по спидвею). За период российской истории спидвея в команде «Восток» подготовлено два МСМК (мастера спорта международного класса), чемпионы Европы Ренат Гафуров и Григорий Лагута.

В 2021 году воспитанник клуба «Восток» Артем Лагута стал чемпионом мира по спидвею.

С 2020 года команда «Восток», в связи с реконструкцией стадиона «Авангард», проводит свои домашние гонки в Уссурийске на стадионе «имени С.П. Шевченко».

В 2022 году команда «Восток» в 60ый раз принимает участие в Чемпионатах СССР и России по спидвею.

В 60 жизнь только начинается: история спидвея во Владивостоке на плечах энтузиастов Команда «Восток» празднует свой юбилей с надеждами на светлое будущее

Один из четырех действующих клубов в России по спидвею команда «Восток», является одним из самых титулованных спортивных клубов в Приморье. Коллектив в этом году отмечает свой 60-ый день рождения. Образовавшийся в 1962 году команда застала золотые времена отечественного спидвея, когда в лиге СССР выступало 49 команд, воспитала не одно чемпионское поколение, продолжало тренировать и соревноваться в трудные 90-ые годы, когда домашний стадион «Авангард» был таможенной площадкой для японских машин, пережила раскол в 2004 году и, наконец, «золотую эпоху» в 2015 и 2016 годах. Однако, жители Владивостока мало что знают об истории команды, которую по праву можно назвать одной из самых успешных в спортивном плане.

Рождение спидвея

Принято считать, что день рождения спидвея приходится на 15 декабря далекого 1923 года, когда состоялась первая гонка в Австралии в местечке Вест-Майтланд. Тогда успех от гонок превзошел все ожидания и спидвейные гонки повсеместно начали проводиться на всей территории материка. Через некоторое время о новой «быстрой забаве» прознали англичане и приехали в Австралию, чтобы самим принять участие в заездах. Уроженцев Англии настолько вдохновил спидвей, что они незамедлительно начали обустраивать гоночные спидвейные треки на своем острове, и параллельно оттачивая мастерство в состязаниях на австралийской земле. Первая гонка на Туманном Альбионе состоялась 19 февраля 1928 года на треке «Кингс Оук» в Хай Бич.

Это событие послужило началом глобального распространения спидвея по Европе. Первыми эстафету британцев перехватили испанцы, которые в 1929 году построили два трека в Мадриде и Барселоне. Через год поляки провели первые гонки, а в 1932 году немцы и австрийцы влились в этот набирающий популярность вид спорта. СССР не остался в стороне от модного увлечения на европейском континенте. Все те же англичане на московском стадионе «Динамо» в середине 30-х годов провели показательные выступления на необычных мотоциклах без тормозов. Их выступления произвели настоящий фурор, однако в силу разных обстоятельств, в том числе из-за военных действий, в развитие спорт дальше не пошел и почти на 20 лет о спидвее в союзе забыли.

Сами построили гаревую дорожку на «Авангарде»

В следующий раз о гонках на гаревой дорожке в стране вспомнили только в 1958 году, когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках были проведены первые в СССР соревнования по спидвею, а через год уже стали проводиться всесоюзные чемпионаты, в которых принимали участие дальневосточные мотогонщики — Виктор Успенский, Рудольф Богданов и Вадим Харамонов.

— Мы начали заниматься спидвеем в 1959 году в Майкопе и Краснодаре, — вспоминает Виктор Успенский. В 1960 в Одессе я стал чемпионом СССР в классе 350 куб/см по длинному треку, а Рудольф Богданов выиграл категорию 125 куб/см. На гребне такого успеха мы вернулись во Владивосток, нас с оркестром торжественно встречали на вокзале. В то время я работал на Дальзаводе, поэтому решил обратиться к завкому Дальзавода с просьбой организовать секцию или клуб по спидвею при заводе - мне пошли на встречу. Удалось договориться, чтобы тренировки и домашние гонки проходили на стадионе «Авангард». «Специально для этого собственными силами на арене сделали спидвейную дорожку и начали сразу же на ней тренироваться», - сказал Успенский.

Это же трио через два года основало спидвейную команду «Восток», которая стала базироваться во Владивостоке на стадионе «Авангард», на котором к этому времени уже была подготовлена первая гаревая дорожка. Эпохальное для всего Дальнего Востока событие произошло в 1962 году, когда владивостокский «Восток» вступил в борьбу в первенстве СССР, где уже между собой соревновались коллективы из Краснодара, Ленинграда, Львова, Майкопа, Минска и других городов. В дебютном сезоне коллектив из столицы Приморья не хватал «звезд с неба», заняв всего 11 место из 16 команд, спустя год позиции были аналогичными.

В первые сезоны командой руководил Юрий Самбурский, который и по сей день живет мотоциклами и техникой. Он принимает участие в краевых ветеранских соревнованиях по спидвею и мотокроссу, регулярно оказываясь в тройке призеров. Чемпион СССР в личном зачете, неоднократный призер всесоюзных чемпионатов и России по ипподромным гонкам и мотокроссу. Один из сильнейших гонщиков Советского союза по ледовому спидвею и ипподромным гонкам. Именно он заложил фундамент становления команды и сформировал ее состав. У руля "Востока" он пробыл до того момента, пока в 1970 году наставником не стал человек — легенда для всего советского и российского спидвея — Виктор Успенский.

Заслуженный тренер России, тренер сборной СССР по спидвею 1982-1986, судья всесоюзной категории. Чемпион Советского союза по спидвею в личном зачете. Один из сильнейших гонщиков СССР за всю историю, неоднократный призер в гонках по ипподрому и мотокроссу, ледовому спидвею. Виктор Успенский вспоминает, что горожане с любопытством и большим азартом приняли спидвей в Приморской столице. Этот вид спорта покорил сердца владивостокцев, которые любили скорость и острые ощущения.

— На стадионе «Авангард» каждую гонку царил небывалый ажиотаж, трибуны неизменно забивались до отказа, люди даже забирались на крыши домов, садились на забор, смотрели гонки из-за ворот. Все вокруг жило спидвеем, команд в союзе в период становления было много, поэтому поединков проводилось в достаточном количестве, чтобы поддерживать зрительский интерес к соревнованию. Легионеров в команде не было, спортсмены выступали все доморощенные родом из Приморского края — в основном из Владивостока и Уссурийска, — говорит Успенский.

Ведущие владивостокские гонщики, например, Владимир Заплешный, Александр Павлов, Олег Галяутдинов, Григорий Харченко и Валерий Зиганшин входили в состав сборной СССР. Один из самых результативных гонщиков — Александр Павлов, который на командном чемпионате мира завоевал бронзовую медаль, в личном чемпионате мира на стадионе «Уэмбли» в Англии занял шестое место, хотя имел все шансы на пьедестал. — Если бы не то досадное падение, то ему по силам было бы завоевать чемпионское звание, но история не терпит сослагательных наклонений, — рассказывает Виктор Успенский.

Вехи успеха

Первые медали чемпионата СССР пришлись на 1969 год, когда «Восток» остановился в шаге от первого места. Уже через три года — в 1972 году — дальневосточный клуб завоевал первое золото в своей истории. Этот успех Виктор Успенский помнит, как вчерашний день. Тогда судьба чемпионства решалась в последней гонке сезона против «Турбины» из Балаково. — До этого они неоднократно становились чемпионами СССР, а в этот раз так сложилось, что к последнему заезду решалась судьба чемпионства, кто его выигрывает, тот и побеждает. Юниор Сергей Виговский, который не показывал высоких результатов, и на него больших ставок никогда не делалось, выиграл старт и никому не уступил лидерство. После гонки, когда стало понятно, что мы чемпионы, его на руках вместе с мотоциклом занесли в раздевалку, — поделился впечатлениями Виктор Успенский.

В тот золотой состав вошли Олег Галяутдинов, Николай Коротаев, Сергей Виговский, Сергей Гаврилов, Николай Семенов, Василий Жатько, Владимир Нестеров, Валерий Михайленко, Валерий Зиганшин, Владимир Заплешный и Александр Павлов.

В 1973 и 1974 клуб еще дважды выиграл серебряные медали, но уже в 1975 вылетел в Первую лигу. Впрочем, уже на следующий год «Восток» вернулся в элитный дивизион советского спидвея — однако, ненадолго, снова опустившись на ступень назад в 1978. Третье пришествие в Высший дивизион состоялось лишь в 1981 году.

На протяжении 1980-х «Восток» был крепкой командой, стабильно занимавшей 4-5 места в чемпионате страны. При этом во Владивостоке в период с 1982—1985 годах существовала и вторая команда — «Вымпел».

Новые успехи пришли к «Востоку» в конце 80-90-х годов, когда клуб три года подряд выигрывал медали чемпионата страны (серебро 1989, золото 1990 и бронзу 1991). Лидерами «Востока» на тот момент являлись Григорий Харченко, Виталий Ефимов, Аркадий Кононец, Геннадий Потехин, Игорь Столяров, Игорь Швец и Аркадий Сушков.

Лихие и бесстадионные 90-е

В 1985 году руководством «Дальзавода» приняло решение реконструировать стадион, однако ремонт не предусматривал гаревой дорожки для спидвея. Общественность была резко против такого решения, во многом благодаря резонансу дорожку на арене в итоге оставили. Клуб с 1985 по 1990 выступал в Уссурийске, Новосибирске, Кемерово и других союзных городах.

После распада СССР централизованное финансирование команды прекратилось. В то время один из руководителей «Дальзавода», сославшись на отсутствие денег на реконструкцию стадиона «Авангард», принял шокирующее для всего коллектива распоряжение — обустроить здесь таможенный склад для хранения машин, а административное здание, которое строилось для нужд клуба, «Дальзавод» сдал в аренду предпринимателям.

Владимир Селезнев, который сегодня является председателем Федерации мотоциклетного спорта Приморского края, тогда работал администратором в команде. Времена, когда у команды не было постоянной тренировочной базы и приходилось длительное время проводить в разъездах, не видя семью и друзей, он вспоминает с содроганием.

— Тренировочные сборы в основном проходили за границей, например, в Польше и Латвии. Подготовка проводилась на трассах для мотокросса, чтобы поддерживать физическую форму, спортсмены приезжали туда на две недели и тренировались. Потом возвращались обратно, в таком режиме приходилось жить достаточного долго, — рассказывает Владимир Селезнев.

— Мы болтались по разным городам России и других стран, арендовали стадионы в Башкирии, Салавате, Новосибирске, Тольятти, — делится воспоминанием главный тренер "Востока" Игорь Столяров, тогда выступающий за команду в качестве гонщика.

— Было очень тяжело. По 3-4 месяца не виделся с семьей. В основном это были периоды с весны и до осени, когда шел чемпионат. Если раз или два прилетал домой — то это уже было хорошо. Но ко всему привыкаешь. Бывало, что родственники, жены сами приезжали на сборы, другой возможности повидаться просто не было.

Пожалуй, самое продолжительное пребывание было в Белоруссии в городе Пинске. Там Виктор Успенский сумел договориться с центральным комитетом ДОСААФ республики, и команде была предоставлена возможность тренироваться, жить, словом, спокойно заниматься любимым делом, в то время как домашняя арена клуба была заставлена японскими машинами, предназначенными на продажу.

— Команда базировалась в Белоруссии 4 года. Команду в сложный период не бросила администрация Владивостока, которая исправно обеспечивала клуб деньгами. «Дальзавод», в свою очередь, не оказывал финансовой помощи, — рассказывает Владимир Селезнев.

Несмотря на такие трудности, «Восток» удержался. В 1996 клуб завоевал серебряные медали чемпионата России. В то время гегемонами первенства России были «Лукойл» и «Мега-Лада». Поэтому нашему клубу сложно было бороться за первые две строчки чемпионата, однако мы стабильно занимали третье место.

Возвращение домой

«Восток» без полноценной домашней арены оставался 15 лет, когда, наконец, в 2000-м году администрация Владивостока не выкупила «Авангард» у Дальзавода и не оформила стадион в муниципальную собственность, затем передав его клубу в оперативное управление.

Продолжилась реконструкция стадиона, прервавшаяся на 10 лет, дополнительно были построены: VIP-трибуна, боксы, первый этаж. Второй этаж достраивали при помощи городской администрации. В этом же году приморский коллектив стал бронзовым призером чемпионата России, в котором принимало участие восемь команд.

Пожалуй, самым провальным, как с точки зрения спортивных результатов, так и общей атмосферы в команде можно назвать 2004 год. Как рассказывает один из учредителей команды «Восток» Константин Цыбулин, тогда спортсмены были недовольны своей заработной платой.

— Члены команды «Восток» Григорий Харченко, Максим Кононец и еще ребята были недовольны своим положением в команде. Они Виктору Успенскому высказывали свои пожелания, но он не хотел делать так, как они предлагают, и ребята решили создать свою команду «Приморье» и ушли из «Востока», — говорит Константин Цыбулин.

Молодая звезда команды Григорий Лагута подписал сразу два контракта — один с «Востоком», другой с «Приморьем», что нарушало правила Чемпионата России. Такое во многом беспечное решение подняло градус напряжения и в без того разрозненном коллективе.

Однако новосозданная команда «Приморье» просуществовал только один сезон, не хватило финансирования. Эти события значительно повлияли на командную «химию», ведь в 2004 году "Восток" занял последнее место в Чемпионате России, в котором участвовало семь команд.

Золотая эпоха

После этих событий в команде сменилось руководство, директором «Востока» стал Константин Цыбулин.

— Передо мной стояла задача изменить ситуацию в команде, все поставить на правильные рельсы, создать комфортную для работы атмосферу. Наверное, мне это удалось. Все усилия были направлены на то, чтобы завоевать первые золотые медали в новейшей российской истории «Востока», — вспоминает Константин.

В тот момент с поста главного тренера команды ушел Виктор Успенский, который занимал должность с 1970 года. Наставником стал Игорь Столяров, член сборной СССР по спидвею, участник чемпионатов Мира 1982-1986, серебряный призер чемпионата СССР среди юниоров 1981, чемпион союзных чемпионата по ипподрому в составе команды России в 1984-1985. Бронзовая медаль во всесоюзных чемпионатах по ипподрому в личном зачете в 1987.

Чемпион России по ипподрому в командном зачете. Обладатель золотой, серебряной и бронзовой медалей в командном зачете чемпионата СССР 1989-1991, бронзовый призер в командном зачете чемпионатов России с 1997-2000.

В сезоне 2008-09 наши спидвеисты находились в шаге от золотых медалей, и та серебряная медаль, по мнению Цыбулина, сродни золотой.

— Тогда было пять клубов и не было ни одной слабой гонки по ходу сезона. Это было что-то невероятное. Каждая гонка была на таком высоком уровне, каждый заезд проходил с неповторимым азартом. В 2009 году у Григория Лагуты случилось курьезное падение, когда до финиша оставалось 50 или 40 метров. А если бы доехал вторым, то была бы у нас золотая медаль, — делится впечатлениями Константин.

Кульминационный момент в новой истории клуба произошел в 2010 году, когда «Восток» стал чемпионом России и получил право представлять страну на Кубке европейских чемпионов на следующий сезон. Через год владивостокский коллектив увез один из самых престижных трофеев в столицу Приморья.

В 2015 и 2016 годах «Восток» завоевывал звание чемпионов России, когда в составе команде были признанные лидеры команды — Артем и Григорий Лагута.

В 2022 году в команду «Восток» вернулись наши выдающиеся спортсмены Григорий Лагута и Сергей Логачев.

Уголок трофеев команды, который находится на VIP-трибуне стадиона «Авангард», наглядно отражает богатейшую историю команды. Здесь хранятся кубки, завоеванные на всероссийских чемпионатах, индивидуальные награды гонщиков, благодарности от органов власти. Константин Цыбулин признался, что иногда, когда ситуация в коллективе кажется тупиковой и нерешаемой, он приходит сюда.

— Мы назад не идем, а движемся вперед и продолжаем растить детишек. Они продолжают заниматься, мы не ставим самоцель вырастить и продать спортсмена в другую команду, — рассказывает Владимир Селезнев. Спидвей во Владивостоке жив, покуда есть такие энтузиасты, которые работают в клубе и в буквальном смысле, посвятившие жизнь «Востоку». Они делают свое дело не ради известности или денег, они стремятся создавать новые идеи и искать способы улучшения настоящего, порой даже вопреки сложившихся обстоятельств. А все для того, чтобы каждый сезон дарить жителям приморской столицы праздник скорости, азарта и адреналина.